Типичная для России картина: апрель, сошел снег. Теперь подрядчик хочет сдать работы по подготовке грунтовой насыпи и приступить к укладке следующих слоев, поскорее закончить остальные работы и сдать дорогу.
Рассказываем о ситуации, в которой спешка стоила подрядчику немалых денег. А также о том, как ему все же удалось избежать штрафов и претензий к качеству выполненных работ по некачественной дороге благодаря нашему устройству «УПОР-1».
В Пермском крае распространены глинистые специфичные грунты – пермские глины. Визуально они выглядят плотными, у грунтов образуется твердая корка выветривания, а в массиве он остается пластичным.
Однако по нашей статистике примерно в 80% случаев такое полотно нестабильно, образующаяся корка выветривания достигает в глубину 10 см, а основной массив грунта не имеет достаточно несущей способности. А значит — этот грунт требует специфических технологических приемов укладки. Иначе такая дорога быстро начнет разрушаться.
В этих условиях единственным объективным и точным способом определения параметров уплотнения является метод статического нагружения.
Подрядчик из Пермского края принял верное решение — проверить деформационные свойства земполотна нашим устройством «УПОР-1». Только оно позволяет оценить качество любого слоя дорожной одежды, в том числе и специфических грунтов.
«УПОР-1» количественно измеряет деформационные характеристики: модуль упругости и модуль деформации. Методика измерения предписана ГОСТом Р 59866-2022.
Только при соответствии всех этих показателей нормативным документам можно укладывать следующие слои дорожной одежды. И быть уверенным, что вся конструкция будет устойчивой.
Укладывать земполотно в зимний период не запрещено законодательством. Однако, чтобы продолжить работы, необходимо дождаться полного оттаивания и стабилизации грунта. Только тогда можно будет убедиться в качестве его уплотнения — инструментально проверить деформационные характеристики.
Подрядчик из Пермского края очень спешил сдать объект и решил провести испытания земполотна до полного его оттаивания. Даже визуально было видно, что грунт еще нестабилен. Однако необходимо было зафиксировать количественные показатели качества земполотна. Для этого лаборант выехал в поля с испытательным комплексом «УПОР-1». Как и ожидалось — показатели модуля упругости грунта были неудовлетворительными.
Подрядной организации был выдан запрет на проведение дальнейших работ на данном участке до тех пор, пока не стабилизируется земляное полотно. Повторное испытание запланировали через две недели.
Чем руководствовался подрядчик, когда решил не ждать две недели и все же растянул ПГС — мы не знаем. Зато знаем, к чему привела его самодеятельность.
Для повторного испытания устройством «УПОР-1» пришлось раскапывать слой ПГС. Однако результат снова показал, что модуль деформации грунта не соответствует нормативным значениям. Как результат: подрядчик снимал весь слой ПГС и повторно укладывал его за свой счет после работ по уплотнению грунта.
Если отбросить эмоции (а их было предостаточно), ситуация в целом завершилась для всех положительно. «УПОР-1» в долгосрочной перспективе уберег подрядчика от огромных расходов и штрафов — дорога с некачественным грунтом быстро бы разрушилась. Подрядчику могли предъявить гарантийные обязательства, и ему пришлось бы переделывать объект за свой счет.
Что говорят о работе с «УПОР-1» лаборанты
Симовских Татьяна, начальник лаборатории ФКУ Прикамье:
«Очень все быстро, удобно, никаких лишних телодвижений не нужно совершать. Приехал на место, собрал установку, подключил датчики и станцию, нажал кнопочку и сидишь ждёшь результатов. Не нужно ничего подкачивать, подкручивать, следить, чтобы там давление не поднималось, не падало».
Материал к статье был взят из интервью с начальником лаборатории «ФКУ Прикамье» Татьяной Симовских.